Поиск
ГлавнаяНовостиОмГПУ 85 летНавстречу 85-летию ОмГПУ: «Мои учительницы физики». Воспоминания профессора кафедры педагогики Н.А. Дуки

Навстречу 85-летию ОмГПУ: «Мои учительницы физики». Воспоминания профессора кафедры педагогики Н.А. Дуки

Я выпускница физического факультета Омского государственного педагогического института им А.М. Горького 1979 года. Я до сих пор горжусь тем, что получила блестящее профессиональное образование в педагогическом институте, который сегодня по праву имеет статус университета. Мне очень хочется вспомнить о трех замечательных женщинах, преподавателях физики, которые повлияли на мое профессиональное становление. Это, прежде всего, моя мама Валентина Николаевна Овсянникова и две моих институтских преподавательницы – Руфина Леонидовна Горбунова и Галина Антоновна Барсукова.

Женщина в физике – явление не уникальное, так же как и женщина – учитель физики. Мои учительницы не совершили больших открытий в науке, которой были преданы всю жизнь, но зато они открыли многим юношам и девушкам самих себя как педагогов.

Мои учительницы все примерно одного возраста. Они окончили институт в начале 60-х годов. К сожалению, моей мамы, Валентины Николаевны Овсянниковой, и Руфины Леонидовны Горбуновой уже нет в живых, а Галина Антоновна Барсукова совсем не так давно ушла на пенсию. Мои любимые учительницы всегда были очень красивы, причем не той внешней красотой, которая определяет женскую привлекательность, а той внутренней, которая отражает их доброту, веру в безусловные дарования молодого человека, желание возвысить своего ученика (очень часто – в его собственных глазах), преданность преподаванию. Все это отражалось в блеске их замечательных глаз. Они у всех трех были разными по цвету, но блестели одинаково выразительно всегда! Коротко расскажу о каждой.

Я по своему складу, «домашнему» образованию – гуманитарий. А мама была учителем физики сначала в школе, а потом в техникуме. В 1961-м она читала жителям Тюкалинского района лекции о космосе и атомной энергии. Ее коньком было решение физических задач. Поэтому решить за вечер двадцать пять задач по физике в качестве помощи мне и моим однокурсникам было просто удовольствие. Ее преданность физике и учительству не могла не заразить меня. Выбор профессии и специальности был очевиден.

В институте все началось с общей физики – и это была кандидат физико-математических наук, доцент Галина Антоновна Барсукова. Это удивительная женщина с мягким голосом и твердым характером, на лекции завораживала не только знанием физики, но и умением проводить физический эксперимент, на лабораторных работах восхищала сложными вычислениями на логарифмической линейке. Нам очень нравились ее длинные бусы, которые она почти всегда носила, иногда вопреки технике безопасности. Не было ни одного студента, которого бы Галина Антоновна не знала по имени, которому не готова была бы помочь решить его домашние и учебные проблемы. Ну а уж если ты проштрафился, то берегись ее справедливого гнева! Именно Галина Антоновна научила меня заботиться о студенте.

Руфина Леонидовна Горбунова – моя любовь с третьего курса и навсегда. Она не просто преподавала методику физики – она учила нас простым педагогическим премудростям (что сегодня называют в педагогике неявными знаниями), которых не было в учебниках. Ее аккуратные записи на доске, которые раскрывали «логику формирования физических понятий» до сих пор у меня перед глазами. В физическом эксперименте ей не было равных! Она выполняла его с легкостью профессионала, блестяще, обязательно с эстетично оформленными приборами и установками (электрические провода накручены пружинками, приборы расположены по уровням, посуда чистая и т.п.). Не было ни одного случая, когда бы опыт по волновой оптике со старенькой оптической скамьей у Руфины Леонидовны не получился!

Мне повезло: сразу после окончания института я стала работать на кафедре ассистентом и преподавать методику физики. К моей большой радости как-то незаметно Руфина Леонидовна стала моим наставником. Не жалея своего времени, она учила меня искусству физического эксперимента, терпению в работе со студентами. Учила самостоятельно ремонтировать физические приборы и выступать перед опытными учителями. Она научила меня обращаться к студенту на «Вы», никогда не обижаться на своих учеников, а ждать когда они «образумятся» и начнут выполнять мои требования. Руфина Леонидовна в силу разных жизненных обстоятельств не была кандидатом наук, но очень поддерживала меня в стремлении поступить в аспирантуру, помогла мне с выбором научного руководителя и темы исследования. И мне было очень приятно, когда среди присутствующих на защите моей кандидатской диссертации две моих любимых учительницы – мама и Руфина Леонидовна – сидели рядом и радовались за меня.

Говорят, что в профессию приходят. Сегодня мне кажется, что я в учительской профессии родилась, потому как помогали мне много педагогов и в школе, и в институте, но самыми главными были Валентина Николаевна Овсянникова, Руфина Леонидовна Горбунова и Галина Антоновна Барсукова. Поэтому мне, еще «зеленой» выпускнице физического факультета, в дипломе об окончании Омского государственного педагогического института им А.М. Горького сразу написали: «присуждена квалификация “учитель физики и математики” и звание учителя средней школы», которым до сих пор я горжусь больше всего.

Н.А. Дука, к.п.н, профессор кафедры педагогики ОМГПУ