19 ноября 2015 года в г. Омске по инициативе Омского государственного педагогического университета, Министерства образования Омской области, Министерства культуры Омской области, Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области состоялась региональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и молодёжи: опыт, кадры, проблемы и перспективы».
В конференции приняли участие представители Министерств, ведомств, управлений, комитетов образования, культуры и спорта, высших и средних учебных заведений, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и молодежи, представители учреждений культуры и спорта. Всего участников 315 человек. Из них свой опыт представили 74 человека.
Основная цель проведения конференции – консолидация усилий по развитию дополнительного образования детей и молодёжи в регионе; выявление и распространение опыта образовательных организаций по дополнительному образованию детей и молодёжи.
Были заявлены следующие задачи конференции:
- активизация профессионального сообщества в обсуждении вопросов дополнительного образования детей и молодежи;
- демонстрация и пропаганда опыта работы профессиональных сообществ по проблеме конференции;
- выявление перспектив подготовки кадров для системы дополнительного образования;
- развитие социального партнерства между образовательными организациями, осуществляющими деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи, представителями педагогической науки, представителями бизнеса;
- распространение положительного опыта реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014.
На пленарном заседании были рассмотрены:
- проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей в образовательном пространстве;
- вопросы дополнительного образования детей в сфере культуры;
- результаты и перспективы деятельности учреждений Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта в сфере дополнительного образования детей и молодежи;
- проблемы кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей и молодёжи и возможные пути их решения.
В ходе научно-практической конференции работали следующие диалоговые площадки:
- «Диверсификация программ дополнительного образования и факторы, влияющие на изменение их спектра»;
- «Проблемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования в регионе»;
- «Взаимодействие субъектов образовательного процесса при реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в рамках ФГОС»;
- «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей: управление, интеграция, перспективы».
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции отметили, что система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования, обеспечивающей условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития разносторонних способностей детей.
Участниками были отмечены возможности интеграции, межведомственного и сетевого взаимодействия различных организаций в повышении привлекательности и результативности, качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности, запросами общества, государства, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
На конференции была подчеркнута особая важность развития кадрового ресурса системы дополнительного образования детей, в связи с предусмотренным внедрением профессиональных стандартов педагогов, необходимостью привлечения для работы с детьми молодых специалистов.
Участниками конференции отмечено, что в Омской области имеется положительный опыт реализации программ дополнительного образования детей и молодёжи, сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Участники пришли к выводу о необходимости продолжения обсуждения актуальных вопросов взаимодействия образовательных организаций, учреждений культуры и спорта в сфере дополнительного образования по разработке совместных досуговых и образовательных проектов, позволяющих реализовывать внеурочную деятельность в новых форматах.
Была отмечена важность корректировки образовательных программ дополнительного образования обучающихся с учетом требований ФГОС общего образования (в целях, содержании, результатах).
Участники конференции указали на необходимость методической поддержки и создания системы научно-методического обеспечения системы дополнительного образования.
Был отмечен положительный опыт Омского государственного педагогического университета по подготовке кадров для дополнительного образования детей и молодёжи: разработаны и реализуются программы, осуществляется диверсификация программ доп. образования.
Участники конференции считают целесообразным:
- объединение усилий Министерства образования, Министерства культуры, Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, подведомственных организаций и учреждений высших и средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов допобразования с целью увеличения охвата детей качественными и разнообразными услугами дополнительного образования;
- расширение спектра программ дополнительного образования детей и молодежи, ориентированных на развитие интереса детей и родителей в образовании и воспитании ребенка;
- обратить внимание на детей старшего школьного возраста (14-17 лет), менее других возрастных групп охваченных дополнительным образованием (согласно имеющейся статистике - 44%), создание для них общеразвивающих и предпрофессиональных программ: технических, спортивно-технических кружков, научных обществ (в различных сферах науки), создание и развитие соответствующей материальной базы;
- содействовать созданию в муниципальных органах образования баз данных детей, обучающихся по программам дополнительного образования, а также баз данных программ дополнительного образования с открытым (виртуальным) доступом к названию программ и их аннотациям;
- проведение в муниципальных образованиях семинаров по изучению опыта государственных и частных школ, центров и т.п. по охвату (по их интересам) детей дополнительным образованием с представлением опыта работы лучших педагогов;
- совершенствование системы мониторинга организации дополнительного образования детей в части постановки задач по разработке и апробации новых программ, организации детей в объединения и пр., а также в части формирования отчетности, исключающей двойной и более учет обучающихся, а так же в части организации учета обучающихся в негосударственных образовательных организациях;
- проведение муниципальных, областных конкурсов – смотров достижений детей, занимающихся в кружках, секциях и т.п. дополнительного образования, с широкой популяризацией результатов;
- развитие дополнительного образования в общеобразовательной организации (школа) как наиболее реальной возможности в короткий срок увеличить охват детей, выстроить органичную связь системы общего и дополнительного образования;
- развернуть на базе Омского государственного педагогического университета в рамках «Профессионально-педагогического кластера Омской области»:
- подготовку педагогов дополнительного образования в магистратуре после получения диплома бакалавра по одному из профилей в предметной области (история, математика и т.п.);
- подготовку бакалавров дополнительного образования в двухпрофильном бакалавриате, где один из профилей должен быть в предметной области (математика, физика);
- переподготовку по профилю: «Педагог дополнительного образования» (250ч.);
- курсы (72ч., 108ч.) повышения квалификации по программам дополнительного образования для работающих учителей и педагогов дополнительного образования, студентов – выпускников;
- обратить внимание руководителей, педагогов организаций образования на необходимость развития дополнительного образования детей и молодежи, создание соответствующих условий в школах, детских садах, Центрах и т.п., привлечение родителей, детей к формированию социального заказа и оценке качества предоставляемых услуг.