Поиск

Социально-педагогическая поддержка детей

Постановка проблемы

Сегодня туберкулез является самым распространенным инфекционным заболеванием в мире и занимает седьмое место среди причин смерти. В Омском регионе регистрируется высокая заболеваемость среди населения, в 3 раза превышающая эпидемиологический порог (130 больных туберкулезом на 100 тыс. населения), что в свою очередь приводит к высокой заболеваемости среди детей.

Большая часть детей, находящихся в ситуации риска заболевания туберкулезом, вызванного контактом с больным человеком, воспитывается в социально неблагополучных семьях (это малообеспеченные, антисоциальные семьи; причиной смерти одного из членов семьи может стать туберкулез), а сами дети часто относятся к категории «трудных». Типичная для современной российской действительности социальная неустроенность приводит к деградации неблагополучной семьи, утрате ею защитной функции по отношению к здоровью детей. В таких семьях дети оказываются наиболее уязвимыми, к заболеванию их туберкулезом в ситуации контакта с больным родственником могут привести хронический стресс, недостаточное питание, несоблюдение гигиенических норм. Обращают на себя внимание и низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, недостаточная сформированность у них ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Средства массовой информации (СМИ), которые являются одним из основных источников информирования населения по вопросам здоровья, к сожалению, практически не уделяют внимания вопросам опасности заболевания туберкулезом и его профилактики.

В Омске существует специальные медицинские учреждения, которые осуществляют профилактику и лечение туберкулеза. Дети, находящиеся на длительном лечении в туберкулезной больнице, нуждаются в социальной реабилитации, способствующей их последующему возвращению к школьному обучению.

Однако социальные службы и службы психологической поддержки семьи, подростков и молодежи не готовы к контакту с детьми, которые подверглись риску заболевания этой опасной инфекцией. До настоящего времени не разработана четкая система социально-педагогической поддержки детей и подростков, находящихся в группе риска заболевания туберкулезом.

В сферу профессиональной деятельности социальных педагогов работа в учреждениях здравоохранения и профилактика заболеваний пока не входят. В то же время оценка степени влияния социальных причин на распространение и повышение риска заболевания детей туберкулезом свидетельствует о необходимости привлечения к этой работе данных специалистов. Подготовка социальных педагогов может вестись с помощью вовлечения студентов в проектную деятельность, волонтерское движение.

Волонтеры

Волонтеры в день проведения акции «Подари ребенку улыбку» в ОмГПУ. Октябрь 2010 г.

Цель и задачи проекта

Цель – осуществление социально-педагогической поддержки детей, находящихся на диспансерном учете или длительном лечении, обеспечение их успешной социализации, способствующей сохранению или восстановлению здоровья.

Задачи:

  • Социальная реабилитация детей, находящихся на длительном лечении.
  • Социальная реабилитация детей из очагов туберкулезной инфекции, в том числе в условиях их пребывания в православном лагере.
  • Формирование и развитие навыков здорового образа жизни с целью предупреждения заболевания детей туберкулезом.
  • Работа с семьей с целью повышения ее защитной функции по отношению к ребенку.
  • Привлечение государственных и общественных организаций для решения проблем профилактики детского туберкулеза и социальной реабилитации детей, находящихся на длительном лечении.
  • Подготовка информационных материалов для семьи, в которой воспитывается ребенок, попавший в ситуацию риска заболевания туберкулезом, «Книжки здоровья» для детей.

Направления проектируемой деятельности

Основным содержанием проектируемой деятельности является социально-педагогическая поддержка детей, проживающих в очаге туберкулезной инфекции или на длительном лечении в туберкулезной больнице, включающая:

  1. деятельность социальных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим здоровьем, поддержанием здорового образа жизни;
  2. систему социально-педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал ребенка; процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, жизненных ценностей, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в здоровьесберегающей деятельности.

Важно научить ребенка сознательному и самостоятельному выбору стратегии и тактики поведения, развить его способности самостоятельно действовать сообразно результатам своего выбора.

Проект реализуется с сентября 2010 г.

В начале его реализации с целью формирования у сотрудников и студентов факультета психологии и педагогики представлений о сущности и причинах туберкулеза, состоянии эпидемиологической ситуации в г. Омске и Омской области, правилах профилактики этого заболевания специалистами Клинического противотуберкулезного диспансера и Омской государственной медицинской академии на базе факультета была проведена конференция.

Проект предполагает осуществление деятельности по двум направлениям:

Первое направление - социально-педагогическая поддержка детей, проживающих в очаге туберкулезной инфекции.

На начальном этапе деятельности участниками проекта - студентами и магистрантами - проводилось комплексное обследование микросоциума (семья и ближайшее окружение), в котором проживают и воспитываются дети, и диагностика, направленная на выявление уровня социальной адаптированности всех детей и уровня дезадаптации тех из них, кто воспитывается в социально неблагополучных семьях. Особое внимание уделялось сформированности у детей санитарно-гигиенических навыков, представлений и привычек здорового образа жизни.

На основе анализа полученных результатов участниками проекта были разработаны индивидуальные программы социально-педагогической поддержки детей, которые реализуются по настоящее время. Программы предполагают использование ряда основных форм работы, осуществление которых призвано объединить усилия социального педагога, семьи и образовательного учреждения, воспитанником которого является ребенок.

Социально-педагогическое консультирование направлено на выявление проблем социализации ребенка и определение его личных ресурсов, ресурсов семьи, общеобразовательных и социальных учреждений для решения этих проблем. Индивидуальные и групповые беседы выполняют информационную функцию. Включение детей в практическую деятельность (занятия спортом, оздоровительные мероприятия, игры, тренинги, коллективные творческие дела) направлено на формирование здоровьесберегающего поведения, предупреждение формирования вредных привычек (организация проведения в общеобразовательных школах Недели легкого дыхания в рамках месячника борьбы с туберкулезом – март, акции «Сломай сигарету, пока сигарета не сломала тебя!») или развитие стремления ребенка избавиться от вредных привычек. Контролирующее взаимодействие позволяет формировать ответственное отношение детей к своему здоровью, обеспечить их мотивацию к ведению здорового образа жизни. Решению этих задач, а также развитию умений самоконтроля и рефлексии способствует ведение ребенком «Книжки здоровья», в которой он отмечает свои успехи и достижения, результаты работы над собой. Содержание «Книжки здоровья» разрабатывается студентами в соответствии с возрастными особенностями детей.

Актуализация имеющихся и возможных социализирующих ресурсов семьи включает оказание необходимой социально-педагогической помощи семье (консультирование); социальное патронирование семьи; формирование стойкой мотивации семьи на выполнение санитарно-гигиенических требований, ее ответственности в процессе контролирующей помощи ребенку, находившемуся в контакте с больным туберкулезом. Родители обеспечиваются памятками и листовками, в которых даны рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм и осуществлению контролирующего наблюдения за здоровьем ребенка. Особым направлением работы с семьей является разъяснение взрослым членам семьи влияния факторов риска, которыми являются распространенные вредные привычки (в нашем случае, в особенности, курение), на возможность заболевания туберкулезом в имевшейся ситуации контакта с больным человеком.

Участниками проекта (преподавателями и студентами) осуществляется практическая помощь педагогам общеобразовательных, санаторно-лесных школ в организации работы по преодолению семейной антисоциальности (в том числе в форме семинаров).

Второе направление - социально-педагогическая поддержка детей, находящихся на длительном лечении в туберкулезной больнице.

На начальном этапе деятельности участниками проекта проводился сбор информации о семьях, осуществлялась диагностика, направленная на выявление уровня социальной адаптированности детей. Особое внимание уделялось сформированности у детей санитарно-гигиенических навыков, стремления вести здоровый образ жизни после завершения лечения.

Реализуемые индивидуальные программы социально-педагогической поддержки детей, разработанные на основе анализа результатов диагностики, включают беседы, социально-педагогические консультации, выполняющие ранее названные функции.

Проведение групповых тренингов, включение детей в игровую деятельность направлены на актуализацию социализирующих функций детского сообщества больницы, создание атмосферы общей заботы и заинтересованности в здоровье каждого, условий для социальной реабилитации детей. Игры и конкурсы способствуют укреплению дружеских связей и поддержанию положительного эмоционального состояния детей. Возможность участвовать в деятельности театрального кружка, организованного студентами в каждом из двух отделений больницы, позволяет разрешить проблемы адаптации к условиям длительного пребывания в медицинском учреждении и личностной самореализации, что является очень важным для поддержания позитивного самочувствия ребенка. Результаты самонаблюдений и саморазвивающей деятельности, которые отражаются ребенком в его «Книжке здоровья», регулярно обсуждаются во время индивидуальных бесед.

Кульминация каждой акции «Подари ребенку улыбку» - праздник с играми и конкурсами для детей, ну и, конечно, с подарками.

Кульминация каждой акции «Подари ребенку улыбку» - праздник с играми и конкурсами для детей, ну и, конечно, с подарками.

Повышению эффективности социально-педагогической поддержки детей служит укрепление (при необходимости восстановление) связей ребенка с семьей (посещение детей родителями, переписка и др.). С родителями при выписке ребенка проводится беседа, в ходе которой они информируются о необходимости оказания помощи в восстановлении социальных умений и привычек детей, о возможности получения социально-педагогических консультаций и другой помощи (в комплексном центре социального обслуживания населения, школе, центре по оказанию психолого-педагогических услуг подросткам и молодежи, семье). Родители также обеспечиваются памятками и листовками с рекомендациями по соблюдению санитарно-гигиенических норм и осуществлению контролирующего наблюдения за здоровьем ребенка после выписки его из больницы.

Проектная деятельность включает и ряд общих мероприятий.

Младшие школьники и подростки, из числа находящихся на диспансерном учете, на летний период направляются в православные загородные лагеря, расположенные на территории Омского, Любинского и Саргатского районов Омской области (по 1-2 человека в отряд). К работе в православных лагерях в качестве вожатых привлекаются участники проекта, которые включают мероприятия здоровьеохраняющего и социализирующего характера в план лагерной смены. Присущая православным лагерям атмосфера, сочетающая дисциплинирование и отношения заботы и уважения к личности, выполняет роль благоприятной среды для формирования у детей ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Тремя магистрантами, обучающимися в Омском государственном университете (магистерская программа «История культуры»), которые будут работать в лагере в качестве вожатых, будет снят фильм о жизни детей в лагере, позитивных изменениях в их социальных привычках и навыках, жизненных ценностях, эмоциональном состоянии и др. Этот фильм, который примет впоследствии участие в конкурсе студенческих работ, проводимых ОмГУ, будет использоваться в информационных целях проекта, в частности, для мотивации родителей, направляющих детей в лагерь.

На повышение информированности учащейся молодежи и широких слоев населения по вопросам профилактики туберкулеза, здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью направлены следующие мероприятия: беседы, акции «Белая ромашка» в месячник, приуроченный к 24 марта - Международному дню борьбы с туберкулезом (одним из компонентов акций является опрос школьников и студентов с целью выявления их знаний о туберкулезе и его профилактике); создание видеообращений (телевидение и социальные сети), работа с печатными СМИ (участие в «круглом столе» газеты «Вечерний Омск» по вопросам профилактики туберкулеза, февраль 2011 г.; подготовка цикла статей о здоровом образе жизни «Заметки о ЗОЖ» с рубрикой «Вредные советы», в нетрадиционной форме рассказывающей о влиянии вредных привычек на здоровье молодого человека, в газете ОмГПУ «Молодость»); подготовка и распространение различных информационно-образовательных материалов (брошюр, буклетов, листовок).

Обсуждение проблемы профилактики детского туберкулеза, целей, содержания и текущих результатов реализации проекта пройдет в рамках одной из тематических телевизионных передач «12 канала», в которой примут участие как реализаторы проекта, так и специалисты образовательных и медицинских учреждений – партнеры проекта.

Проектная деятельность включает проведение в учреждениях профессионального образования волонтерских благотворительных акций «Подари ребенку улыбку!» по сбору школьно-письменных принадлежностей, развивающих игр, одежды, обуви, книг для детей. Передача детям, находящимся на лечении в туберкулезной больнице, собранных вещей осуществляется в ходе приуроченных к праздникам мероприятий, в сценарий которых входит проведение различных игр, конкурсов. Поэтому игрушки заранее оформляются в виде подарков, которые вручаются всем детям после поздравления.

Материалы, раскрывающие содержание проектной деятельности, отражаются в фотогазетах, мультимедийных презентациях, которые используются участниками проекта в ходе выступлений по исследовательским темам на ежегодной студенческой научно практической конференции на факультете психологии и педагогики ОмГПУ.

В конце учебного года осуществляется обучение выпускниками-волонтерами новых волонтеров – бакалавров 3-го курса. Подобный механизм позволяет не только передать накопленный опыт участия будущих специалистов в инновационной проектной социально значимой деятельности, но и обогатить его за счет инициативных дел новых волонтеров.

Управленческий механизм проекта включает совместное планирование деятельности, текущую и итоговую оценку качественных и количественных результатов деятельности, определение перспектив дальнейшей работы.

Участники проекта. База реализации проекта

Общее научное руководство проекта осуществляет доктор педагогических наук, профессор С.А. Маврин, заведующий кафедрой социальной педагогики ОмГПУ. В творческую группу входят кандидаты педагогических наук, доценты кафедры социальной педагогики А.Н. Ивлева, Л.М. Мануйлова, И.Н. Чередниченко, а также бакалавры 4-го курса, магистры 1-го и 2-го курса, обучающиеся на факультете психологии и педагогики ОмГПУ по профилю «Социальная педагогика». Студентами выполняются по проблематике проекта курсовые и выпускные квалификационные работы, базовые учреждения являются местом прохождения практик студентов и проведения текущей исследовательской работы. Партнерами в реализации проекта выступают специалисты ОмГМА.

Предполагаемые сроки реализации проекта: сентябрь 2010 г. - декабрь 2013 г.

Базовыми учреждениями для реализации проекта являются:

  • БУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер» (работа с семьями и детьми);
  • БУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 2» ЦАО г. Омска (работа с семьями и детьми);
  • БУЗОО «Специализированная детская туберкулезная клиническая больница» г. Омск;
  • санаторная школа-интернат № 11 г. Омска;
  • Красноярский специализированный детский санаторий Омской области;
  • Красноярская санаторно-лесная школа Омской области;
  • МУЗ «Любинская ЦРБ» (работа с семьями и детьми);
  • общеобразовательные школы Любинского муниципального района Омской области (работа с семьями и детьми).

Кроме того, к целевой группе проектируемой деятельности относятся воспитанники Любинского детского дома, включенные в группу риска по причине контакта с ребенком, заболевшим туберкулезом в 2010 г. Волонтерскую работу в детском доме, направленную на привитие воспитанникам привычек здорового образа жизни, осуществляют бакалавры 2-го и 3-го курсов обучения. Среди используемых форм работы: ненавязчивое обучение, доверительные беседы, игровые задания, специальные упражнения, просмотр и обсуждение видеороликов о вредных привычках, конкурсы рисунков.

Ожидаемые результаты

Обеспечение социально-педагогической поддержкой не менее 100 детей, находящихся на длительном лечении в туберкулезной больнице, и не менее 100 детей, находящихся в ситуации риска заболевания туберкулезом.

Осуществление социальной реабилитации не менее 30 детей в православных лагерях ежегодно.

Разработка модели социально-педагогической поддержки детей, нуждающихся в длительном лечении или диспансерном наблюдении, а также технологии этой деятельности.

Привлечение внимания государственных и общественных организаций к проблеме профилактики детского туберкулеза, улучшение межведомственного взаимодействия в данной сфере социально значимой деятельности. Проектная деятельность обеспечивается взаимодействием не менее 10 государственных и общественных организаций.

Обеспечение не менее 100 семей, в которых воспитываются дети, находящиеся на диспансерном учете, памятками и листовками с рекомендациями по соблюдению санитарно-гигиенических норм и осуществлению контролирующего наблюдения за здоровьем ребенка.

Издание «Книжки здоровья» для детей, находящихся на длительном лечении в туберкулезной больнице или на диспансерном учете (не менее 500 экз.).

Размещение электронного варианта «Книжки здоровья» в сети Интернет.

Освещение идей, хода и результатов проектной деятельности в СМИ (не менее 10 статей в газетах, 5 статей в журнале «Социальная педагогика и социальная работа в Сибири»).

Подготовка выступлений студентов и магистрантов - участников проекта, на ежегодных студенческих научно-практических конференциях на факультете психологии и педагогики ОмГПУ (не менее 30 выступлений и тезисов в сборниках материалов конференций).

Обучение группы студентов и магистрантов технологии социально-педагогической поддержки детей, нуждающихся в длительном лечении или диспансерном наблюдении (не менее 15 человек ежегодно).

Через сказку о здоровье детей – к своему здоровью.

Через сказку о здоровье детей – к своему здоровью.

Критерии оценки эффективности проектной деятельности

  1. Снижение уровня заболевания туберкулезом среди детей, обеспеченных социально-педагогической поддержкой.
  2. Снижение случаев госпитализма среди детей, находящихся на длительном лечении в туберкулезной больнице.
  3. Количество детей, прошедших социально-педагогическую реабилитацию в православных лагерях.
  4. Количество обращений семей за социально-педагогической консультацией.
  5. Количество специалистов и организаций, принявших участие в реализации проекта.
  6. Количество статей и тезисов о проекте в СМИ, сборниках материалов конференций.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Общая результативность проекта выражается в позитивном влиянии на эффективность оказываемой детям медицинской помощи.

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, получают необходимую помощь, которая при условии сформированного ответственного отношения семьи к здоровью детей позволит избежать заболевания туберкулезом или обеспечит максимально раннее выявление его симптомов.

Повысится доступность информации по вопросам сохранения здоровья для населения, семей и детей, попавших в группу риска по заболеванию туберкулезом. Итогом информационно-просветительской деятельности должно стать повышение общественного осознания факторов риска здоровья и необходимости усилий каждого человека по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Отдаленные результаты проекта лежат в сфере повышения качества жизни, уровня здоровья и санитарно-гигиенической культуры молодежи.

Расширится сфера и совокупность используемых средств социальной реабилитации детей из числа проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в ситуации риска заболевания туберкулезом, за счет направления их в православные лагеря.

Педагоги общеобразовательных и санаторно-лесных школ смогут не только обучиться технологии социально-педагогической поддержки на семинарах в рамках проекта, но и получат комплект диагностик и методических материалов для профилактической работы с детьми, что должно в целом повысить эффективность воспитательной работы.

Произойдет укрепленин имеющейся в общеобразовательных учреждениях социально-психологической службы, ее содержательное обогащение. В общеобразовательных школах Любинского муниципального района Омской области такая служба будет организована.

Участие в проекте обеспечит овладение молодыми специалистами – социальными педагогами необходимыми знаниями, умениями, навыками, технологиями социально-педагогической деятельности в условиях учреждения здравоохранения, а также технологией социально-педагогического проектирования в условиях инновационной деятельности, так как деятельность в учреждениях здравоохранения и работа с детьми, находящимися в ситуации риска заболевания туберкулезом, относятся к новой сфере профессиональной деятельности социального педагога. Выпускники вуза получат первые трудовые навыки, у них будут сформированы лидерские качества личности, добивающейся успеха в жизни, организаторские способности. Участие в акции формирует у студентов активную гражданскую позицию.

Общеобразовательные школы города и области смогут пригласить волонтеров для проведения акций и профилактических мероприятий.

Укрепятся связи творческого и научного сотрудничества между учреждениями профессионального образования, административными структурами и общественными организациями.

С целью обобщения опыта будут проведены «круглый стол» (июнь 2011 г.) и конференция (октябрь 2011 г.) с приглашением заинтересованных специалистов из учреждений здравоохранения г. Омска и Омской области, представителей городской и областной администрации.

По окончании проекта будет выпущен сборник методических материалов, в котором будет освещена программа проекта и его результаты.

Март 2011