+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Знакомство с организацией высшего образования в Германии

Знакомство с организацией высшего образования в Германии

27.12.2004

С 19 по 28 ноября 2004 г. делегация из Омска работала в социальных, судебных, полицейских, исправительных и образовательных учреждениях германских городов: Бонн, Трир, Кельн, Дюссельдорф, Франкфурт – при поддержке Фонда им. Отто Бенеке. Цель поездки – знакомство с основными проблемами молодежи и методами их решения в Германии. В состав делегации входили специалисты из разных областей: судья Омского областного суда Т.Я. Курнышова, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Омской области В.В. Домашенко, заместитель начальника УПВС УВД Омской области А.Е. Гусева, заместитель Главы Администрации Омского района Б.Ю. Патрушов, доцент кафедры педагогики ОмГПУ О.А. Петрухина.

Ежедневно проводились экскурсии и совместные семинары с немецкими коллегами. Мероприятия были очень хорошо подготовлены и проведены на высоком уровне. Немецкие специалисты, работая доброжелательно и профессионально, обеспечивали успех встреч. Нас интересовали проблемы студентов и система высшего образования Германии в целом. Наиболее важными были беседы с канцлером университета г. Трир профессором И. Биндером, вице-канцлером профессором М. Йекелем, деканом факультета психологии профессором Д. Бартуссеком, профессором Берлинского университета Г. Мюллером, студентами из состава студенческого парламента.

Декан химико-биологического ф-та ОмГПУ Б.Ф. Свириденко с канцлером университета г. Трир профессором И. Биндером на прогулке

Декан химико-биологического ф-та ОмГПУ Б.Ф. Свириденко (слева) с канцлером университета г. Трир профессором И. Биндером на прогулке

Трирский университет, ориентированный в основном на гуманитарные специальности, имеет 600-летнюю историю. Новейший этап его развития связан с послевоенным временем, когда в Германии были восстанавлены многие университеты. По замечанию профессора И. Биндера, заметный импульс внес запуск первого искусственного спутника Земли, свидетельствующий о превосходстве российского образования. Правительство решило восстановить Трирский университет. В 1975 г. были построены новые здания университетского городка – спутника древнего Трира. Живописный комплекс расположен на склонах низких гор среди дубовых и каштановых лесов. Он включает комфортабельные, прекрасно оснащенные учебные корпуса, научно-исследовательские институты, спортивные залы, жилые многоэтажки для студентов и аспирантов, столовые, кафе, магазины. Нас впечатлило знакомство с фондами библиотеки, которая занимает высотное здание и содержит более 1,5 млн. единиц хранения. Вход регистрируется по электронным картам. Доступ к книгам, компьютерам, средствам копирования свободный. Студенты выбирают на стеллажах книги и работают в многочисленных небольших (10–30 мест) и очень удобных читальных залах.

В университете около 11 тыс. студентов из 80 стран, в том числе более 300 – русскоязычных. Следовательно, Трирский университет реально участвует в решении проблемы студенческой мобильности и реализации Болоньского соглашения, главной идеей которого является возврат университетам статуса центров межгосударственной интеграции. В то же время, по сообщению вице-канцлера профессора М. Йекеля, подготовка специалистов ведется по собственным программам. В Германии нет государственных образовательных стандартов, университеты обладают большой независимостью при формировании профессионально-образовательных программ, спектров дисциплин, их объемов, форм и сроков промежуточной и итоговой аттестации. Обычными формами учебной работы являются лекции, семинары, лабораторные занятия, практики, как и в университетах России. Из форм аттестации применяется весь известный спектр без каких-либо приоритетов – от письменных экзаменов до накопительных рейтинговых зачетов (на усмотрение преподавателей). Гарантией высокого уровня подготовки выпускников служит доброе имя университета (основанное на мощной материальной базе). Обязательным условием для зачисления в университет является отличное знание немецкого языка. На 1-ый курс зачисляются без вступительных экзаменов абитуриенты, окончившие гимназию с общим высоким баллом. Иностранные граждане принимаются на 1-ый курс, как правило, после двухгодичного обучения в университете своей страны. Высшее образование в Германии бесплатное (в том числе и для иностранцев), однако обычно студенты вносят социальный взнос (152 евро в семестр), который используется на частичную оплату транспортных, почтовых, коммунальных услуг, за питание в университетской столовой, пользование библиотекой, электронной связью. Студенты имеют единые пластиковые карты, которые одновременно являются удостоверением личности, а также служат для льготного расчета за платные услуги библиотеки, компьютерного центра, за питание в столовой.

Студенты – граждане Германии могут получать социальное пособие (500 евро в месяц), которое частично возвращают государству в течение 10 лет работы после окончания университета. Лучшие выпускники должны возвращать только 25% полученных средств. Все студенты (включая иностранных) вправе обратиться в более чем 50 негосударственных фондов за материальной поддержкой. Критерии для получения стипендий фондов – отличная учеба и активная общественная работа. Около 80% студентов работают, обеспечивая расходы на образование. Текущие вопросы жизни университета решают структуры студенческого самоуправления, возглавляемые студенческим парламентом, который избирается на 1 год и состоит из 25 человек. Они руководят работой 11-ти комиссий (социальной, культурной, коммунальной, финансовой, политики образования, по делам иностранцев и др.). Годовой бюджет парламента достигает 150 тыс. евро (примерно 5,6 млн. рублей) и формируется из социальных взносов студентов и вклада университета (до 50 тыс. евро). Такому бюджету студенческого самоуправления можно только позавидовать. В целом мы убедились, что, несмотря на ряд существенных различий между российскими и германскими университетами, у нас есть много общего. Особенно мы схожи в нашем отношении к высшему образованию, в оценке огромного значения высшего образования для развития профессионально подготовленной, всесторонне развитой и независимой личности. В этом смысле интеграция европейско-азиатских университетов давно уже состоялась.

Б.Ф. Свириденко,
декан химико-биологического факультета ОмГПУ