Поиск
ГлавнаяСтруктура университетаФакультет математики, информатики, физики и технологии

Структура университета

Факультет математики, информатики, физики и технологии

Справочник телефонов и адресов сотрудников

Факультет математики, информатики, физики и технологии был образован в результате слияния трех факультетов всего год назад, в 2012 году, но он по праву может считаться одним из старейших факультетов ОмГПУ, поскольку является правопреемником физико-математического факультета (первый набор студентов на дневное отделение факультета был проведен в октябре 1932 года в только что созданном Омском педагогическом институте).

Со дня своего основания стали формироваться традиции факультета – высокий профессионализм, требовательность и трудолюбие преподавателей и выпускников; уважение к студентам, любовь к детям и профессии педагога; опора на собственные научно-педагогические исследования; особое внимание к исследовательской работе студентов. Сегодня они составляют надежный фундамент и являются ориентиром в деятельности факультета математики, информатики, физики и технологии.

История становления и развития системы физико-математического образования в ОмГПУ во многом есть отражение периодов развития системы образования в стране в целом и меняющихся концепций педагогического образования в частности. Так, с 1932 года по 1963 год подготовку учительских кадров для Омской области и многих других регионов страны обеспечивал физико-математический факультет, на котором были математическое и физическое отделения. В 1963 году в Омском государственном педагогическом институте было созданы математический и физический факультеты как самостоятельные структурные подразделения. Начался новый этап становления, роста и возмужания факультетов. К началу 90-х годов каждый из них стал авторитетным научным и образовательным центром подготовки педагогических кадров в Сибирском регионе. К этому времени сформировались мощные профессорско-преподавательские коллективы с очень высокой долей кандидатов и докторов наук, сложились современные направления научных и научно-педагогических исследований.

В 1993 году по согласованию с министерством образования на математическом факультете ОмГПУ был осуществлен первый набор студентов на профильную специальность «Информатика» с дополнительной специальностью «Английский язык». К моменту создания первого в российских педагогических вузах факультета информатики (приказ ректора университета был издан 1 марта 1995 года) квалификацию «Учитель информатики и английского языка» и «Учитель информатики и экономики» готовились получить уже 80 студентов. Пример ОмГПУ в организации подготовки по специальности «Информатика» впоследствии привел к устойчивому возрастанию активности педвузов (как в России, так и в других странах СНГ) по открытию профильных специальностей «Информатика» и созданию соответствующих факультетов и отделений.

К началу 2000-х годов на каждом из трех факультетов (математическом факультете, факультете физики и технологии и факультете информатики) ведется подготовка по широчайшему спектру образовательных программ: «Математика с дополнительной специальностью “Информатика”», «Математические методы в экономике», «Информатика», «Прикладная информатика (в менеджменте)», «Прикладная информатика (в образовании)», «Физика с дополнительной специальностью “Информатика”», «Физика с дополнительной специальностью “Технология и предпринимательство”», магистерские программы «Информатика в образовании», «Математическое образование», «Физическое образование», «Технологическое образование», а также целый ряд программ бакалавриата. Контингент студентов на каждом факультете составляет не менее 500 человек. Выпускники имеют возможность продолжить образование в аспирантурах и докторантурах по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика, информатизация образования)», 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика)», 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (физика)», 010106 «Алгебра, теория чисел и математическая логика», 25.00.35 «Геоинформатика».

В ответ на значительно возросшие требования общества и государства к качеству подготовки кадров для системы образования и другие изменения в системе высшего образования Ученый Совет ОмГПУ в марте 2012 года принял решение об объединении научно-педагогического потенциала и материально-технических ресурсов трех факультетов в один факультет – математики, информатики, физики и технологии.

Сегодня в составе факультета математики, информатики, физики и технологии шесть кафедр:

  • Кафедра математического анализа, алгебры и геометрии (заведующий кафедрой – А.Н. Зубков, доктор физико-математических наук, профессор).
  • Кафедра теории и методики обучения математике (заведующий кафедрой – В.А. Далингер, доктор педагогических наук, профессор).
  • Кафедра информатики и методики обучения информатике (заведующий кафедрой – М.П. Лапчик, академик Российской Академии Образования, доктор педагогических наук, профессор).
  • Кафедра прикладной информатики и математики (заведующая кафедрой – И.И. Раскина, доктор педагогических наук, профессор).
  • Кафедра физики и методики обучения физике (заведующая кафедрой – С.А. Суровикина, доктор педагогических наук, профессор).
  • Кафедра технологии и методики преподавания технологии (заведующая кафедрой – Е.О. Захарова, кандидат технических наук, доцент).

В структуре факультета 10 компьютерных классов, оснащенных современной компьютерной и мультимедийной техникой, 12 лабораторий и 6 учебных мастерских. Профессорско-преподавательский коллектив насчитывает более 50 человек, среди которых 10 докторов и 40 кандидатов наук.

Отличительной чертой преподавательского состава является то, что его ядро составляют те, кто пришел в университет молодым специалистом и связал свою профессиональную судьбу с теперь единым факультетом математики, информатики, физики и технологии, пройдя вместе с ним все этапы становления, – академик РАО, профессор М.П. Лапчик; профессора Л.М. Мартынов, В.А. Далингер, В.И. Коришев, А.Н. Зубков, И.И. Раскина, М.И. Рагулина, П.П. Бобров, С.А. Суровикина, В.А. Байдак; доценты А.А. Бобров, С.А. ПавловВ.В. Котенко, Л.В. Смолина, Г.А. Федорова, О.В. Князев, С.Г. Кузьмин, Н.А. Жигачева, Р.Ю. Костюченко, Н.А. Курганова, А.Е. Руденко, Т.А. Беляева, А.В. Репин, А.С. Ященко и многие другие.

Понимая ценность образования, факультет стремится обеспечить большую свободу в выборе образовательных траекторий, поэтому постоянно расширяется спектр профессиональных программ. В настоящее время подготовка студентов ведется как на очном, так и заочном отделении по целому ряду специальностей и направлений. Сегодня факультет предлагает будущим студентам следующие основные образовательные программы бакалавриата – «Математика и Информатика», «Математика и Физика», «Информатика и Технология», «Физика и Технология», «Прикладная информатика в образовании», «Математическое образование» (заочное отделение), «Технологическое образование» (заочно). Широк спектр и магистерских программ подготовки – «Информационные технологии в образовании», «Дистанционное образование», «Электронное обучение»; «Математическое образование»; «Физическое образование», «Профессиональное образование».

При разработке учебных планов основных образовательных программ (ООП) профессорско-преподавательский коллектив кафедр стремился найти баланс между базовой фундаментальной подготовкой, передовыми достижениями научных и психолого-педагогических исследований. В перечне дисциплин ООП отражен и многолетний опыт практической деятельности Омского педагогического университета в области менеджмента информатизации образования, результаты научных исследований ведущих преподавателей кафедр факультета в области современных образовательных технологий. Этот компонент учебных планов направлен на то, чтобы студенты получили необходимые теоретические знания и практические навыки по продвижению образовательных технологий, функционирующих на базе ИКТ, в конечные учреждения образования, сформировали компетенции, необходимые для осуществления информационно-аналитической, прогностической и организационно-управленческой деятельности.

Кафедры факультета математики, информатики, физики и технологии продолжают вести активные научные исследования по уже сложившимся и новым направлениям. Среди них можно выделить следующие научные направления:

  • Научно-методические основы подготовки педагогических, управленческих и инженерно-технологических кадров информатизации в условиях многоуровневой структуры ФГОС ВПО третьего поколения. Руководитель – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.П. Лапчик.
  • Теоретическое и методическое обеспечение непрерывной профессиональной подготовки учителей в интегрированной информационно-образовательной среде педагогического вуза и школы. Руководитель – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.П. Лапчик.
  • Психолого-педагогические и методико-технологические основы социализации учащихся в интегрированной информационно-коммуникационной образовательной среде педагогического вуза и школы. Руководитель – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.П. Лапчик.
  • Структурные и геометрические свойства алгебр (Государственное задание Министерства образования и науки). Руководитель – доктор физико-математических наук, профессор Л.М. Мартынов.
  • Грант Национального фонда Катара, университет г. Доха. Руководитель российской части проекта – доктор физико-математических наук, профессор А.Н. Зубков.
  • Микроволновая радиометрия земных покровов. Руководитель – доктор физико-математических наук, профессор П.П. Бобров.
  • Микроволновая диэлькометрия почвы и горных пород. Руководитель – доктор физико-математических наук, профессор П.П. Бобров.
  • Психолого-педагогические и дидактико-методические основы развивающего обучения математике в школе и вузе. Руководитель – доктор педагогических наук, профессор В.А. Далингер.
  • Информатизация школьного и вузовского математического образования. Руководитель – доктор педагогических наук, профессор В.А. Далингер.
  • Научно-методическое обоснование развития конкурентоспособности будущих информатиков-менеджеров. Руководитель – доктор педагогических наук, профессор И.И. Раскина.
  • Управление маркетинговой устойчивостью в системе стратегического управления компанией. Руководитель – доктор экономических наук, профессор И.П. Геращенко.
  • Многомерная исчислительная геометрия и ее приложения. Руководитель – доктор технических наук, профессор В.Ю. Юрков.
  • Психодидактика развивающего обучения естественнонаучным дисциплинам. Руководитель – доктор педагогических наук, профессор С.А. Суровикина.

Следуя традициям, заложенным преподавателями и студентами математического факультета, факультета физики и технологии и факультета информатики, нынешние студенты активно занимаются научной работой под руководством преподавателей факультета, участвуют в ежегодных студенческих научно-практических конференциях.

Команды студентов постоянно принимают активное участие в региональных олимпиадах по математике и методике обучения математике, информатике и методике обучения информатике, физике и методике обучения физике, во всероссийских конкурсах студенческих выпускных квалификационных работ и, что особенно приятно, занимают на них призовые места.

Высока активность наших студентов в гражданско-патриотических мероприятиях и акциях, проводимых на уровне университета и города. На факультете создано и успешно работает студенческое самоуправление. Основные направления его деятельности: научное, профориентационное, информационное, культурно-досуговое, спортивно-оздоровительное, художественно-оформительское. На факультете работает студенческий совет, помогающий решать различные вопросы, возникающие у студентов.

Ежегодно на факультете проводятся вечера «Посвящение в студенты», «День знаний», «Последний звонок», «Выпускной вечер», «Вечер встречи с выпускниками», «Экватор». Большую работу проводит студенческий актив, привлекая к организации и проведению различных мероприятий студентов разных курсов, а также помогая студентам младших курсов адаптироваться к вузовской системе, активно включиться в общественную жизнь.

Факультет по праву гордится своими учениками, среди которых более 40 человек успешно работают в университете в качестве преподавателей на кафедрах факультета, в Центре информатизации, университетском лицее, колледже и других структурных подразделениях ОмГПУ. Сегодня, пожалуй, невозможно найти учебное учреждение в Омской области, где бы не работали выпускники факультета. В целом же наши выпускники трудятся в различных сферах – в системе образования Омской области и Сибирского региона, программистами в государственных и коммерческих учреждениях, менеджерами на различных предприятиях г. Омска, а часть выпускников профессионально утвердилась не только в России, но и за рубежом.

Факультет математики, информатики, физики и технологии является одним из авторитетных центров подготовки педагогических кадров для системы образования Сибирского региона, он силен своими кадрами и традициями, проверенными годами. Это вселяет уверенность в то, что его молодые преподаватели, нынешние и будущие студенты продолжат лучшие начинания и внесут свой вклад в научные и образовательные достижения факультета.

Положение о факультете (PDF, 5.06 Мб)

Январь 2017