Поиск

Научные школы ОмГПУ

Развитие научных направлений

Научные коллективы, определившие основные направления научных исследований, складывались постепенно по мере развития университета. В научной работе в ОмГПУ всегда придерживались одного из принципов университетского образования – преподавать науки имеет право тот, кто сам занимается научными исследованиями. В настоящее время основные направления научной работы вуза достаточно полно отображают действующую номенклатуру научных специальностей, что соответствует статусу университета: представлены общественные и гуманитарные науки (философия, история, филология), естественные и математические науки (алгебра, радиофизика, биология, география), педагогические науки (общая педагогика, теория и методика профессионального образования, теория и методика обучения и воспитания).

В целях повышения эффективности выполнения научных исследований возникла необходимость сложившимся научным коллективам придать официальный статус научной школы. В такие школы были объединены научные коллективы, отличающиеся высоким уровнем научных исследований в признанном научном направлении, характеризующиеся устойчивостью традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высшей квалификации, руководимые авторитетным ученым, имеющим степень доктора наук. Важными критериями были высокое качество исследований, подтверждаемое публикацией монографий и статей в рецензируемых научных журналах, патентами, финансированием из внешних источников, а также систематический характер подготовки научных кадров высшей квалификации (защиты докторских и кандидатских диссертаций), наличие прочных научных связей.

В настоящее время в университете сложились следующие научные школы:

Алгебра (руководитель – доктор ф.-м. наук, профессор Л.М. Мартынов): математики-алгебраисты исследуют фундаментальные вопросы теории групп. Объект изучения – универсальные алгебры, в частности полугруппы, группы, модули, кольца, а также многообразия этих алгебр.

Биология (руководитель – доктор биол. наук, профессор И.И. Богданов):  биологические исследования представлены ботаникой, экологией, зоологией, микробиологией. Связующим звеном является экологическая проблематика. Биологами ОмГПУ была написана и подготовлена к печати Красная книга Омской области, продолжается работа по охраняемым территориям Западной Сибири.

Геоинформатика (руководитель – доктор ф.-м. наук, профессор П.П. Бобров). Научная школа объединяет несколько направлений: Основное направление исследований в области радиофизики – дистанционные методы получения информации для наполнения баз данных радио- и гидрофизических свойств почв сельскохозяйственного назначения. Результаты исследований публикуются в ведущих научных журналах, в том числе в зарубежных, получены патенты. П.П. Бобров является членом научно-технического совета Роскосмоса. Другое направление – физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов – развивается коллективом ученых под руководством доктора географических наук, профессора И.В. Карнацевича. В ходе работы над темой «Исследование и картографирование важнейших возобновляемых природных ресурсов Западно-Сибирской равнины» выполнен анализ существующих методов определения элементов водного и теплового балансов и исследования естественной тепловлагообеспеченности территорий.

Отечественная история (руководитель – доктор истор. наук, профессор В.Н. Худяков): в центре внимания историков – преломление общероссийских общественных процессов девятнадцатого и двадцатого столетий в социальной среде Сибири. Значительные результаты получены в области исследования истории  сельскохозяйственного предпринимательства.

Педагогика (руководитель – доктор пед. наук, профессор Н.В. Чекалева): предметом исследований и разработок ученых-педагогов являются модели учебно-методического комплекса, ключевые условия научно-методического и организационного обеспечения целевой подготовки студентов. В настоящее время одним из ключевых направлений является изучение взаимосвязи классической и постклассической дидактики высшей школы. 

Политические институты и процессы (руководитель – доктор полит. наук, профессор О.В. Волох): предметом исследования являются исторические, социальные и политические аспекты общественных движений.

Психология (руководитель – доктор психол. наук, профессор А.С. Шаров): разрабатывается проблематика психологии личности.

Теория и методика обучения информатике и информатизация образования (руководитель – доктор пед. наук, профессор, академик РАО М.П. Лапчик): коллектив ученых сосредоточил усилия на проблеме формирования ИКТ-компетенций участников образовательного процесса, внедрении электронного обучения. На базе научного коллектива создана Лаборатория инновационных технологий в образовании при Российской академии образования.

Теория и методика обучения математике (руководитель – доктор пед. наук, профессор В.А. Далингер): коллектив занимается проблемами становления и развития математической культуры учащихся, гуманизации математического образования.

Филология (руководитель – доктор филол. наук, профессор М.С.Штерн): в научный коллектив объединены ученые филологического факультета. Народная культура Сибири изучается фольклористами. Предмет исследования литературоведов – историко-литературный процесс в его культурологическом измерении. Тематика исследований по русскому языку сконцентрирована на изучении образа человека в языковой картине мира. Общая тема объединяет проблемы антропоцентристской семантики, языкового сознания, языковых концептов.

Философия (руководитель – доктор филос. наук, профессор С.Ф. Денисов):  исследования охватывают проблематику онтологии, гносеологии и антропологии. Разнообразие исследований объединяется разработкой темы человека в контексте культуры.

Научная активность

Статьи преподавателей ОмГПУ в журналах, входящих в перечень ВАК:

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
216 189 229 171 202

Статьи преподавателей ОмГПУ в журналах, входящих в международные базы данных SCOPUS и Web of Science:

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
12 15 15 18 17

 

Апрель 2015