Поиск
ГлавнаяСтруктура университетаФакультет начального, дошкольного и специального образования

Структура университета

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Справочник телефонов и адресов сотрудников

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Факультет начального, дошкольного и специального образования появился в 2012 г. в результате объединения двух факультетов – факультета педагогики и психологии детства и факультета специальной педагогики и психологии, каждый из которых имеет свою богатую историю и высокие достижения в области подготовки специалистов для сферы образования Омской области.

В 1974 г. на базе исторического факультета открывается специальность «Педагогика и методика начального образования», в мае 1975 г. принимается решение об открытии в Омском педагогическом институте факультета начальных классов. Деканами факультета в разные годы были В.Г. Плеханов, И.Я. Третьякова, В.С. Пашкин, В.М. Слободян, Н.А. Павлова, Н.Н. Лебедева.

История второго факультета – специальной педагогики и психологии начинается с сотрудничества педагогического университета с педагогическим колледжем № 4. Результатом этого сотрудничества стало создание в 1995 г. факультета дошкольной педагогики и психологии. Первым деканом факультета и одновременно заведующим кафедрой дошкольной педагогики и психологии стал А.М. Соломатин, которого в 1998 г. сменил на посту С.В. Щербаков.

С.В. Щербаков

С 2000 г. на этом факультете появляется новое направление – подготовка специалистов-дефектологов для работы с детьми с отклонениями в развитии: логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, специальных психологов. Подготовка специалистов в области дефектологического направления привела к необходимости появления факультета специальной и дошкольной педагогики и психологии.

В 2004 г. решением Учёного совета ОмГПУ специальности дошкольного образования передаются на факультет начальных классов, который переименовывается в факультет педагогики и психологии детства, а факультет специальной и дошкольной педагогики и психологии - в факультет специальной педагогики и психологии.

Направления подготовки

В настоящее время по разным формам обучения на факультете учится 2 035 студентов. Ведётся подготовка бакалавров по направлениям: «Педагогика», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»; реализуются две магистерские программы: «Теория и практика обучения межкультурной коммуникации» и «Начальное образование»; продолжается подготовка специалистов.

На факультете 4 кафедры:

  • кафедра педагогики и психологии детства (зав. кафедрой – Н.П. Мурзина);
  • кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования (зав. кафедрой – Е.С. Березина);
  • кафедра специальной психологии (зав. кафедрой – Е.А. Чернявская);
  • кафедра специальной педагогики (зав. кафедрой – Т.Ю. Четверикова).

Кафедры факультета взаимодействуют друг с другом в рамках методической школы «Сотрудничество», которая создаёт методологический фундамент для качественного ведения учебного процесса по реализуемым на факультете направлениям подготовки специалистов, бакалавров и магистров.

Научно-исследовательская деятельность

Методическая школа «Содружество» активно сотрудничает с Институтом коррекционной педагогики РАО (г. Москва), Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), городским методическим центром «Перспектива», городским психолого-педагогическим центром. Совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО реализуется проект «Предшкольное образование».

Приоритетное направление в деятельности методической школы - это взаимодействие с работодателями, предложения которых учитываются при обновлении учебных планов. По инициативе работодателей в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в рабочие планы включены практикумы, мастер-классы, ориентированные на будущую профессиональную деятельность.

Методическая школа «Содружество» оказывает учебно-методическую поддержку омским школам, дошкольным образовательным учреждениям. Для руководителей и педагогов образовательных учреждений г. Омска и Омской области проводятся курсы повышения квалификации, обучающие семинары. Ведущие представители методической школы взаимодействуют со школами-интернатами для детей с нарушениями слуха, зрения, речи; с учреждениями, в которых обучаются дети с задержкой психического развития.

На базе факультета успешно действует Центр развития детей с особыми образовательными потребностями, Центр комплексного сопровождения «Содружество».

Центр развития детей расположен в здании факультета, что позволяет организовать непрерывную педагогическую практику, проводить лабораторные и практические занятия без коррекции графика учебного процесса. В Центре имеется оборудованная зеркалом Гезелла аудитория, в которой можно наблюдать за детьми и за работой преподавателей, не влияя на учебно-воспитательный процесс.

Центр развития детей

Каждая кафедра факультета характеризуется уникальными направлениями в научно-исследовательской работе. Так, научные интересы кафедры специальной педагогики связаны с социализацией и интеграцией детей с особыми образовательными потребностями. Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры специальной психологии затрагивает широкий спектр проблем теории и практики специального (коррекционного) образования. Кафедра предметных технологий начального, дошкольного и специального образования занимается разработкой актуальных проблем филологии. Научно-исследовательская деятельность кафедры педагогики и психологии детства направлена на исследование проблем педагогики, методики обучения и воспитания в области начального и дошкольного образования, детской психологии.

Студенты факультета выступают с докладами на студенческих научно-практических конференциях, публикуют свои статьи в факультетских сборниках.

За период с 2007 по 2013 год преподаватели и студенты активно участвовали в международных, всероссийских, региональных и студенческих научно-практических конференциях.

Воспитательная работа

Система воспитательной работы на факультете начального, дошкольного и специального образования включает в себя элементы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания; научно-исследовательскую работу студентов; работу по формированию традиций факультета; культурно-массовую и творческую деятельность обучающихся; спортивно-оздоровительную работу; психолого-консультационную и профилактическую работу.

На факультете ежегодно проходят спортивные олимпиады, соревнования, турниры, кроссы, весёлые старты, на которых студенты завоёвывают призовые места. Большой популярностью пользуются игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол), а также спортивная аэробика и плавание.

В 2012-2013 учебном году студенты факультета заняли первое место в спартакиаде ОмГПУ.

В течение многих лет организуются выезды студентов и преподавателей в санаторий-профилакторий «Иртышский».

Особое место в воспитательной работе на факультете занимает поиск эффективных способов вовлечения студентов в воспитательную деятельность, пробуждения их активности и повышения результативности педагогического взаимодействия. Чрезвычайно важным является воспитание корпоративности, сохранение и приумножение традиций факультета, приобщение к ним студентов.

Примерами участия студентов факультета в общеуниверситетских мероприятиях служат выступления на конкурсе «Студент года», конкурсе авторской песни, студенческом литературном конкурсе, конкурсе социальных проектов «Моя инициатива в образовании» и «Права человека в современном мире», а также участие в фестивале «Студенческая весна» и в психолого-педагогической олимпиаде ОмГПУ.

Положение о факультете (PDF, 5.06 Мб)

Август 2013