+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Точка зрения • Гражданский брак: прелюдия перед свадьбой или право на бегство?

Гражданский брак: прелюдия перед свадьбой или право на бегство?

Ксения и Алексей знали друг друга, кажется, сто лет: вместе учились в школе, потом – в одном институте – выбрали востребованную профессию экономиста. После окончания вуза на работу устроились тоже в одно учреждение. Естественно, это был банк. Зарплата для начала у обоих была чуть выше среднего, поэтому ушли от родителей, сняли однокомнатную квартиру и стали жить вместе. Родители вначале недоумевали, почему без свадьбы? Да и перед родственниками было неудобно, потом огляделись и сами себя успокоили: ничего постыдного в этом уже нет; то, что в эпоху их молодости считалось унизительным и даже греховным, теперь стало распространенным среди молодежи явлением. Алексея такое положение вполне устраивало, давало ощущение свободы и не отягощало ненужным грузом ответственности, Ксении же каждый прожитый год, наоборот, приносил в душу тревогу и сомнения: что ждет ее дальше, когда молодость и привлекательность поблекнут, а от прожитых лет не останется ничего, кроме ощущения бесполезного бега на месте. Ей все сильнее хотелось настоящей семьи с детским смехом и материнскими тревогами, патриархального ощущения себя хранительницей домашнего очага и «мужней» женой.

Такие истории (очень типичные для нашего времени) заканчиваются по-разному. Иногда законным браком и даже венчанием в церкви, чаще – разбитой девичьей судьбой, как в поведанной истории: Алексей поехал в гости к родственникам в Германию, там ему нашли другую, более состоятельную невесту, на которой он женился, быстро и без угрызения совести забыв о школьной любви.

Однако бывает и по-другому, когда девушка сама не спешит в загс, проверяя чувства и предаваясь сомнениям: а вдруг это не любовь, может, встречу кого-то лучше, а развод осложнит расставание.

Так называемый гражданский брак становится все более распространенным явлением, и под этим термином уже понимается не то, что раньше – официальная регистрация с записью в книге актов гражданского состояния и штампом в паспорте. С маршем Мендельсона, вместо «Исайя, ликуй!..», тот гражданский брак был союзом более низшего порядка по сравнению с церковным. Сегодня «гражданским» именуется то, что раньше называлось сожительством (а во времена церковных браков - блудом). Значит, мы опустились еще ниже, быстро, в одночасье, сменив нравственные ориентиры и культурную традицию. Правда, среди потенциальных женихов и невест отношение к новому виду взаимоотношений между полами до сих пор неоднозначное.

Недавно ученые Омского государственного педагогического университета приняли участие в исследовании, в ходе которого молодым жителям города и области предложили ответить на вопрос, что они выбирают: свободные незарегистрированные отношения или законный брак. Так вот, 90% девушек и 70% юношей отдали предпочтение брачным обязательствам. Однако была в этом исследовании цифра, которая всех удивила. Более 15% девушек, проживающих в сельской местности, против 4,8% горожанок, и 17% юношей выбрали свободные незарегистрированные отношения. Почему? Ведь до сих пор именно крестьянский быт с трудом «до седьмого пота» был немыслим без традиционной, крепкой, многодетной, патриархальной семьи.

Этот вопрос я задала кандидату социологических наук, доценту кафедры общей психологии педагогического университета, научному консультанту регионального социологического исследования, на которое мы сегодня ссылаемся, Валентине Павловне Светлаковой:

– В последние несколько лет молодые люди массово покидают село и, как правило, не возвращаются. Девочка, оставшаяся в деревне или уехавшая в город, ей главное – закрепиться в жизни, не важно в каком браке – официальном или нет. Причем, если это происходит в городе, то, по статистике, свободный брак для нее не становится выходом, он не решает проблемы адаптации. А патриархальные традиции, которые в селе жили веками, сегодня разрушены. Женщина стала более независимой. Раньше устойчивый статус она, будучи «за мужем», приобретала в условиях семьи, сегодня она может создать стабильность и без мужчины. Это происходит не только в России – во всем мире. Даже вступив в законный брак, супруги могут жить отдельно и ходить друг к другу в гости – так называемый гостевой брак распространен на Западе. При этом каждый занимается собственной карьерой. Дети живут с матерью, а с отцом проводят выходные дни. Хорошо это или плохо? Это данность сегодняшнего времени, свершившийся факт. Может быть, достигнув зрелого возраста и оглянувшись назад, они об этом пожалеют, но пока в нашей стране такой статистики нет. Законный брак больше нужен женщине, чем мужчине. Ведь по существу ее роль от штампа в паспорте и смены фамилии не меняется, а у мужчины официальное вступление в обязанности супруга повышает меру ответственности. Он должен больше вкладывать в женщину, и это его порой пугает, останавливает.

Кстати, результаты исследования, которое мы организовали по заказу министерства труда и социального развития Омской области, показали, что основным мотивом вступления в брак для 82% молодых людей все еще является любовь, а вот дальше приоритеты разнятся: у девушек на 2-м месте – материальный расчет, они прикидывают, сможет ли будущий муж содержать семью, у юношей на 2-м месте после любви стоит желание иметь детей. Так что ценность семьи остается актуальной и важной. Кстати, во Франции, которая когда-то шла в фарватере свободной любви, уже все более популярны многодетные семьи с 4-5 детьми, хотя свобода в браке по-прежнему сохраняется.

Не всякая женщина выбирает сегодня традиционную семью, но практически каждой мечтается об «алых парусах», о платье как у принцессы и развевающейся по ветру фате. И это не случайно, по словам моей собеседницы, так уж люди устроены, что им крайне необходимо пройти все стадии многовековой традиции: в начале прожить роли жениха и невесты, а уж потом мужа и жены, и при этом залогом крепкого брака является даже такая, казалось бы, мелочь, как торжественное предложение руки и сердца. От этого, утверждают социологи, также в немалой степени зависит крепость будущей семьи – главной ячейки общества, между прочим.

«Гражданский брак – это прелюдия перед замужеством», – прочитала недавно на одном из форумов в Интернете. Однако мало кто знает, что если такой брак длится более двух лет, то счастливую семью вряд ли удается построить, настолько «сексуальным партнерам» уже не хочется ничего менять. И пугающее число разводов тоже обусловлено несостоятельностью этой прелюдии, и растущее число матерей-одиночек и детей-сирот – причины этих явлений лежат в том числе и в распространенности того, что сегодня мы называем «гражданским браком».

«Люди забыли духовных покровителей семьи», – говорит московский режиссер Василий Яцкин, руководитель проекта «Под солнцем», с которым он недавно побывал в Омске и провел несколько встреч в школах и вузах города. Кстати, Василий – сын известной по фильмам «Женщины», «Уроки французского», популярной в 60-е годы актрисы Галины Яцкиной. «Помните притчу про Кану Галилейскую? Когда на свадебном пиру закончилось вино, и Иисус по просьбе матери превратил в вино воду, и оно оказалось вкусней того, что пили в начале. И распорядитель говорит ему в упрек: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее сберег доселе. Так вот, если брак венчанный, то «самое вкусное вино», самые глубокие взаимоотношения супругов будут в процессе их сближения и жизни вместе. Об этом притча. И с каждым ребенком в такой семье прибавляется ангел. Я говорил об этом с омскими школьниками, и что меня поразило: в некоторых классах, особенно в школах на окраине, на мою просьбу поднять руки, у кого в семье более одного ребенка, поднимался «лес» рук. Значит, такими вот городами, как ваш, Россия прирастать будет».

И хотя цифры – вещь упрямая, хочется в это верить. Как и в то, что молодые люди, осознав великое таинство брачных уз, будут стремиться под венец.

О важности брака и семьи мы поговорили с настоятелем храма Cв. Татианы при студенческом приходе ОмГУ о. Александром (Алексеевым):

– Как есть три вида жизни человека: противоестественная, естественная и сверхестественная, – так существуют и три вида взаимоотношений между мужчиной и женщиной: сожительство, гражданский (зарегистрированный) брак и благодатное – это венчание. Источник любви – Бог. И без Бога жить можно, но будет ли любовь? Человек, если желает, чтобы любовь была у него, так надо у Бога, который есть любовь, просить. И поэтому еще венчаются. Просят Божьего благословения, чтобы семье сохраниться, чтобы любовь была всегда. Церковь отрицательно относится к сожительству, к тому, что сегодня называют «гражданским браком». На самом деле – это использование любви в корыстных целях, это и есть грех, это и есть блуд, потому что любви надо служить и семья – это служение в любви друг к другу, самоограничение, личный подвиг. Ведь поженившись, приходится ограничивать себя, свой характер. Для кого-то из читателей мои рассуждения – церковные вздохи. Но тогда стоит обратиться к народной мудрости. К опыту и мнению наших предков. А может быть, и к сухому языку цифр. Эротическая сила огромна, она может сломать жизнь человеку. От греха ничего хорошего не выйдет. За удовольствия придется расплачиваться.

Наталья Стафиенко,
методист отдела маркетинга ОмГПУ,
член Союза журналистов РФ