+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Точка зрения • «Межкультурное понимание – улучшение сотрудничества между учителями общественных наук»: итоги семинара Совета Европы

«Межкультурное понимание – улучшение сотрудничества между учителями общественных наук»: итоги семинара Совета Европы

В условиях глобализации проблема межкультурного взаимодействия в образовании является очень актуальной. О поликультурности в образовании сегодня говорят в разных сферах: когда речь идет об адаптации в школьной среде детей мигрантов, воспитывающихся в национальных, культурных традициях, иной языковой и социальной среде; об устройстве на работу в другой стране; о реализации или отстаивании своих гражданских прав на образование, уважение личного достоинства; о решении вопросов взаимопонимания поколений детей и взрослых.

В современном мире появилась новая норма – волею судьбы люди разных возрастов, отличающиеся по языку, культурной принадлежности, политическим взглядам, культурным предпочтениям, все чаще оказываются вместе. И, конечно, необходимо помочь им научиться понимать друг друга, избегать конфликтов и находить свой позитивный успешный путь личностного развития в обществе. Огромная роль в этом процессе принадлежит работникам образования. Учитель первым может помочь и ребенку, и его родителям научиться диалогу с миром и самим собой. А взаимодействие учителей в реализации поликультурного подхода в эпоху глобализации для решения судеб конкретных людей можно назвать человеческим подвигом. Именно поэтому тема семинара «Межкультурное понимание – улучшение сотрудничества между учителями общественных наук» нашла такой горячий отклик у преподавателей вузов, учителей, работников школьных администраций и других специалистов сферы образования таких стран, как: Армения, Болгария, Греция, Германия, Италия, Латвия, Португалия, Россия, Турция, Франция, Шотландия.

Участники семинара Совета Европы

Участники семинара Совета Европы

В ходе семинара обсуждались разные стороны поликультурного взаимодействия в образовании. Стало совершенно очевидно, что в каждой стране имеется богатый опыт успешного решения столь серьезного вопроса, как адаптация некоренного населения к новой культуре и, наоборот, принятие новых культурных сообществ коренным населением.

На мой взгляд, очень важно, что семинар Совета Европы позволил приобрести бесценный международный опыт достижения положительного эффекта в области поликультурного воспитания детей и молодежи.

Данный семинар стал во многом открытием и для меня самой. О Совете Европы, его международной деятельности по защите прав и свобод граждан, конечно, я много слышала и читала. Поразила меня, прежде всего, ориентированность на человека, понимание его проблем и активная позиция в поисках путей их решения. Проявилось это в разных деталях самой организации семинара.

Например, удачно было выбрано место и время проведения семинара – курортный город Приморско в Болгарии, встречающий в свой бархатный сезон туристов со всего мира и поражающий уютом, радушием и межкультурным пониманием! Продуманная до мелочей организация работы участников, очень доброжелательная психологическая атмосфера, максимальная простота и комфорт, замечательное обслуживание произвели самое благоприятное впечатление. Поразил профессионализм руководителя семинара – профессора Румена Валчева, выдающегося ученого, педагога, отличного организатора и замечательного человека!

Слова искренней признательности хочется также выразить представителю Программы Песталоцци Совета Европы Хелен Лимозин, внимательной и понимающей, всегда готовой ответить на вопросы участников семинара, поддержать в поиске ответов на возникающие вопросы, создающей вокруг себя ауру доброты и света!

В Совете Европы работают люди думающие, творческие, учитывающие различные психологические аспекты организации таких масштабных событий, как международный семинар.

Семинар очень хорошо был оснащен разными методическими материалами: печатной продукцией, электронными материалами, содержательными и представляющими подлинный опыт работы учителей и ученых. Участникам была предоставлена возможность рассказать о традициях или исследованиях в своей стране в области поликультурности.

Россия – многонациональное государство. А Омская область – зеркало России, потому что более 150 национальностей живут на ее территории. В своей презентации я рассказала участникам семинара о положительном опыте России в области мультикультурного воспитания и о проекте поликультурного развития молодежи, который выставлен для обсуждения на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

Такая тесная связь с реальной образовательной практикой, готовность общаться с простыми людьми – для меня настоящее открытие позиции европейского сообщества в лице Совета Европы как масштабной надгосударственной структуры, открытой к сотрудничеству, руководствующейся в своей деятельности принципами уважения прав человека, взаимопонимания и толерантности.

Поликультурность явилась ведущей идеей семинара. Раскрывалась она в активной поликультурной деятельности, участниками, творцами и организаторами которой мы являлись!

Работа в группах – явление популярное в работе с детьми в школе, вузе. Получить блестящий опыт подобной работы, располагающей еще вчера незнакомых людей к общению и совместному творчеству, нам удалось именно здесь.

На семинаре мы были учителями и сами учились простоте и образности высказывания – язык разговорный и язык сердца, слушать и слышать – переводить в понятные схемы сложные явления нашей жизни. Мы спорили, вели диалог, сочиняли сценарий, отдавали предпочтение готовому опыту. Но всегда размышляли и перекладывали новый опыт на реальность жизни в родной стране. Новый опыт для меня – это искусство корректного общения на принципах уважения, максимального доверия и следования гражданским правам. Этот опыт очень хочется донести до студентов, молодых людей, эмоциональных, импульсивных, из отдаленных сел, трудно адаптирующихся к жизни в большом городе, таком как Омск.

В общении с коллегами в групповой работе, кофе-паузах я почувствовала и свою уверенность в поликультурном диалоге в новой для меня языковой среде. Языковой барьер исчез сам собой. Новые идеи педагогов разных стран учили меня преодолевать их спокойно и с хорошим настроением. Узнала, что культура моей родины интересна людям, живущим в разных странах. Оказалось, русская сказка пронизана поликультурностью: рассказ о волке и теленке, ставших волей судьбы почти родственниками готовыми защищать друг друга в трудную минуту, открыл саму ее основу – готовность к пониманию и диалогу. Для молодежи очень важно научиться управлять своим поведением, своими предрассудками и страхами. Замечательная модель: знание и понимание, общение и взаимоотношения, управление и обучение.

Поликультурные компетентности развиваются постепенно. В условиях глобализации межкультурность становится главной чертой многих государств. Интеркультурные процессы наполняют жизнь новыми красками и в естественных условиях помогают детям быстрее находить общий язык и понимать друг друга. Так появляется потребность в поликультурном образовании и развитии поликультурных компетентностей у подрастающего поколения. Мы хотим жить мирно в великом многообразии и единстве противоположностей.

На своих занятиях я планирую смелее использовать работу в группах, предоставлять студентам возможность дискутировать на жизненно важные темы. Данный опыт дал новый импульс моим размышлениям над волнующей меня научной проблемой – работой с одаренными детьми. Одаренные дети – культура в культуре. Считаю актуальным разрабатывать эту тему.

Мои надежды на семинар оправдались полностью. Более того, могу отметить совершенно неожиданные эффекты. Так, сегодня, я овладеваю новыми информационными ресурсами в рамках Программы Песталоцци и являюсь участником Платформы Песталоцци по обсуждению специфики поликультурного образования в стране и мире. В составе группы есть и незнакомые мне пока люди. И это тоже опыт поликультурного понимания и узнавания, опыт устного и письменного общения, обмена информацией на основе собственного видения мира. Надеюсь, что это будет новой ступенькой в моем поликультурном развитии.

Хочу поблагодарить Совет Европы за добрую традицию – семинары в рамках программы Песталоцци. Знаменитый педагог прошлого гордился бы настоящим событием, так как увидел бы, как воплощаются в жизнь его мечты о единении педагогов в воспитании детей. Желаю Совету Европы процветать и прирастать активными участниками, продвигающими идеи созидания в поликультурном воспитании человека вселенной!

С уважением, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики ОмГПУ Ольга Парц