+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Вкус слова • Путевой очерк: сплав по Таре

Путевой очерк: сплав по Таре

25.03.2016

Продолжается публикация статей участников конкурса «Вкус слова». Представляем работу Поповой Елены, студентки 4 курса факультета естественнонаучного образования.

Статьи участников публикуются на сайте с сохранением авторского стиля. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта.

Для начала следует сказать, что это путешествие является обычной практикой для студентов-географов третьего курса. Это произошло летом прошлого, 2015 года. Жаркая погода сменилась дождями. С самого утра дождь отбивал бит своей песни. Настроения не было не то что ехать куда-либо, даже не хотелось выходить из дома. Единственный способ себя как-то настроить – это прослушивание музыки, чем я и пользуюсь, пока еду в университет. Особо радостного настроения не появилось, но врождённый оптимизм потихоньку берёт своё.

Из-за различных проблем время отправки было перенесено на час. Но вот всё же мы отправились навстречу дождевой завесе. Куда же мы едем? Мне и моим однокурсникам предстоял недельный сплав по реке Таре в Муромцевском районе на севере Омской области. Это ландшафтная практика, целью которой является изучение различных природно-территориальных комплексов и их особенностей.

Лично я ставлю для себя цель научиться сплавляться по рекам, даже по таким тихим, как наши равнинные.

Река Тара

Как всегда бывает в начале пути, всем просто весело от того, что куда-то едем группой. Поэтому все шутят, разговаривают и находятся в хорошем расположении духа. Вторая стадия – накопление дополнительной энергии: кто-то спит, другие дремлют, третьи о чём-то думают. Собрав все кочки и ухабы, мы прибыли в Ушаково. Был шанс не доехать. От дороги одно название, дождь полностью расквасил глину под колёсами нашего ПАЗа и мы долго буксовали на забытой богом дороге. Но всё же стараниями водителя мы добрались до нужного места. Прежде всего мы надели на себя дождевики и резиновые сапоги. Все вещи и снаряжение спрятали под тентом и начали накачивать байдарки. Под ливнем это делать очень здорово и бодряще.

Затем началось самое эпичное. Четыре неопытные девушки (в том числе и я), которые ни разу в своей жизни не сплавлялись по рекам, сели в одну байдарку. Угадайте, какой может быть результат? Да, правильно! Первым делом нас понесло к противоположному берегу реки – прямо на торчащие ветки и сучья деревьев. От страха проткнуть надувную байдарку мы стали руками и веслами отодвигать от нас ветви. Затем начались наши жалкие попытки грести веслами. Мы делали это несинхронно, неслаженно, кричали друг на друга. Нас разворачивало на 360 градусов, носило из стороны в сторону, и при этом мы не продвинулись дальше – просто метались от одного берега к другому. Но, сумев сработаться в команде, начали своё движение по реке.

Почти всю нашу практику шли проливные дожди, но когда ты находишься на водной глади, тебе нет разницы: снизу вода, сверху вода, со всех сторон вода. Поэтому погоду без дождя мы не считали погодой.

Другой нашей проблемой стали «местные жители»: мы стали добычей комаров и мошек. Это не пара десятков комаров, которых вы можете встретить вечером в городе и его окрестностях. Голодные, жадные, быстрые. Насекомых было больше, чем кислорода. Москитные сетки не всегда спасали от мошек. Сотни насекомых на одного человека постоянно. Поэтому наши лица и шеи приобрели характерный вид.

Конечно, мы отбрасывали неприятные моменты и получали одно удовольствие от нашего сплава. Мы посетили множество поистине прекрасных мест, чьи пейзажи вдохновляют на создание картин местных художников. Путь к озерам Ленёво и Щучье проходил через лес. Когда идёшь по тропинке, ты наступаешь на мягкую хвою деревьев, вокруг растут сосны и папоротники, ты проходишь мимо муравейников с тебя ростом. Ты вдыхаешь полной грудью смолистый воздух, ощущаешь прохладу леса и это делает тебя невесомым. Кажется, ты можешь идти и идти, не останавливаясь и не оглядываясь, как вечный двигатель, который работает от свежего воздуха.

Природа Тары

Мы сидели на причале, смотрели на колышущиеся на волнах желтые кувшинки. На берегу дожидались прилива туристов катамараны. Мы были единственными посетителями озера: ещё не сезон. Было тихо и спокойно. В таком месте хорошо размышлять.

Однажды нас застиг ливень с сильным ветром, громом и молнией. Резко стало темно, зашумели ивы, мощный поток воздуха резко развернул нашу байдарку на 180 градусов. В такой момент захватывает дыхание. Даже спокойные реки могут «выйти из терпения».

Зато в последующие дни погода значительно улучшилась. Все вспомнили про солнцезащитный крем, который убрали в дальний угол рюкзака. Из «юбок» байдарки торчали босые ноги, ребята надели солнцезащитные очки, песни стали петь громче. Когда долго плывёшь, начинаешь придумывать свои развлечения. Играли в пиратство между двумя байдарками, пели походные песни, а на день России – гимн РФ. Над нами парили ястребы и орланы, чьи гнёзда размещены на безлиственных деревьях вдоль Тары. Они летали над нами в долгих полётах, выискивая жертву. И наоборот, мы встречали маленьких и беззащитных животных. Мы видели птенца зяблика, который дожидался своих родителей. Птенцы зяблика не летают до определенного времени, их вскармливают родители. Так вот, этот птенчик сидел на ветке сосны, и можно было с расстояния трёх метров видеть, как у него бьётся сердце от страха. Он был напуган появлением людей возле его дерева, и мы, побоявшись, что он спрыгнет с ветки, поспешили уйти.

Разведение костра

Мы проплывали отвесные правые берега с выкаченными от поднятия уровня воды в Таре деревьями. Наш путь проходил мимо пойм левого берега реки, усыпанного большими белыми бабочками. Ноги несли нас мимо мачтовых тридцатиметровых сосен реликтового леса. По утрам мы встречали солнце, а вечером провожали его под треск костра. Когда-то мне сказали, что на Чёрном море превосходные закаты. Я проверила это высказывание на практике. Мой ответ прост: нет лучшего заката, чем в родной Сибири. Здесь солнце не спрятано за зданиями города, не выходит из моря, а просто спит с тобой в соседней палатке.

Несмотря на то, что наше путешествие началось невесело, после дождя бывает радуга. И мы полностью смогли ей насладиться. Я и мои сокурсники смогли за одну неделю стать частью родной природы, смогли быть счастливыми и находчивыми, смогли жить без гаджетов. Мы прошли единение с природой. Мы все чуточку изменились за время практики, стали мудрее. Мы смогли изучить часть родного края не в книжках, а в действительности. Поэтому мы приобрели не только знания, но и опыт общения с природой. Я научилась не только сплавляться, но и по-настоящему любить реку по которой сплавляюсь, лес, который меня окружает, его обитателей. Начинайте путешествие по миру с путешествий по своей стране, по своему краю. Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.